Вы здесь: Главная >> Сведения об образовательной организации >> Образование >>
Аннотоции к образовательным программам
Аннотации к образовательным программам
Дополнительное образование сегодня — необходимое звено в воспитании многогранной творческой личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые отвечают последним требованиям, близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект.
Одним из важнейших условий повышения качества образовательного процесса в МБОУДОД «ВЦДТ «ВИТА» является программное обеспечение.
Решение задач программного обеспечения в ВЦДТ «ВИТА» проводится в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ( Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 и на основании результатов диагностики уровня учебных программ педагогов дополнительного образования.. В течение трех лет проводилась активная работа по привлечению педагогов д/о к созданию программ нового поколения.
Все программы, разработанные педагогами д/о рассматриваются на Методическом Совете и утверждаются Педагогическим Советом. Каждая программа проходит следующий путь: разработка – экспертиза – утверждение.
Образовательные программы направлены на:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основу развития образовательных запросов и потребностей детей;
- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, его одаренности .
В настоящее время в ВЦДТ «ВИТА» реализуется 12 образовательных программ следующих направленностей:
- Художественно-эстетическая - 9 программ
-Физкультурно-спортивная - 2 программы
- Эколого – биологическая - 1 программа
Программы художественно – эстетической направленности
Модифицированная образовательная программа Изобразительное искусство «Акварелька» (3 программы)
Целью курса обучения детей являются их нравственное совершенствование, формирование духовного мира, гармоническое развитие личности и освоение ими знаний и умений рисования.
Основные задачи курса обучения:
1. Образовательные:
- обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;
- научить различать виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура);
- формирование знаний, умений и навыков в декоративно-прикладном творчестве;
- знакомство с наследием выдающихся художников, с нетрадиционной техникой рисования.
2. Развивающие:
- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка.
3. Воспитательные:
- воспитание патриотизма;
- воспитание нравственных качеств личности обучающегося;
- воспитание эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
В основе обучения лежат групповые занятия.
Формы и методы проведения занятий.
На занятиях в т/о используются в основном следующие методы: наглядный, практический, словесный.
В основу программы заложены следующие педагогические принципы:
- научности;
- последовательности и систематичности
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- доступности и посильности.
Технология: личностно-ориентированная.
Модифицированная образовательная программа Художественная мастерская (Хлебосольки сказочной страны)- 1 программа
Цель программы – сформировать творческое отношение детей к изучению окружающего мира и умение отобразить его в своих работах (видеть его красоту и многообразие), развивать фантазию, творчески подходить к работе.
Задачи:
1.? Обучающие:
- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
- закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
- научить правильно планировать свою деятельность с учетом общей цели;
- научить доводить начатое дело до конца;
- выработать и закрепить навык работы с различными инструментами и материалами.
2. Развивающие:
- развивать эстетический и художественный вкус;
- развивать внимание детей – повысить его устойчивость;
- развивать память, логическое мышление, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.);
- развивать наблюдательность, любознательность (в труде всегда есть новизна);
- развивать творческие способности ребенка.
3. Воспитывающие:
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;
- воспитывать дружеские отношения в коллективе;
- воспитывать сознательное, добросовестное отношение к выполнению трудовых обязанностей;
- воспитывать активного участника в общественно-полезной деятельности;
- сформировывать духовную культуру детей: должны знать о культурных ценностях людей, получать эстетическое и нравственное воспитание.
Данная программа рассчитана на один год обучения.
Модифицированная образовательная программа Художественная мастерская «Волшебная бумага» (2 программы)
Программа способствует развитию мотивации обучающихся к познанию и творчеству. Она ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер.
Программа ставит следующие учебно – воспитательные задачи:
1. обучение основным приемам и навыкам работы с бумагой;
2. развитие в учащихся усидчивости, терпения, аккуратности, вкуса и творческих способностей;
3. формирование у учащихся целостного восприятия народного искусства, как части культуры народа.
Приоритетные направления деятельности – стимулирование творческой активности ребят, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для их самореализации.
Для обучающихся, пожелавших продолжить обучение дальше, предлагается образовательный модуль, дающий возможность для самосовершенствования и развития творческих способностей.
Преподавание основывается на обучении по принципу от простого к сложному.
Содержания программы обеспечивает многоуровность и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний.
По окончанию курса обучения учащиеся должны
знать:- основные приемы работы с бумагой;
- основы цветовой гармонии и композиции;
- технологию изготовления ;
уметь:-работать по схемам, руководствуясь условными обозначениями;
Модифицированная образовательная программа
Художественная мастерская «Веселая мозаика» (2 программы)
Данная программа ставит следующие учебно -воспитательные цели и задачи:
- раскрыть перед обучающимися социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства ;
- сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству , культуре , традициям;
- развивать в обучающихся усидчивость , терпение, аккуратность , вкус, творческие способности;
- развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.
Базовая программа рассчитана на 1 год обучения.
Приоритетные направления деятельности - стимулирование творческой активности ребят, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для их самореализации.
При реализации программы используются различные методы:
- словесные (лекции, беседы, викторины)
- наглядные (просмотр книг, журналов, образцов изделий)
- практические (изготовление наглядных пособий, образцов).
Воспитание творческой личности проводится с использованием активных инновационных форм обучения:
- уроки творчества
-уроки – конкурсы
-уроки – исправления ошибок.
В основу программы заложены следующие педагогические принципы:
-научности
- последовательности и систематичности
-наглядности
-связи теории с практикой
-доступности и посильности.
К концу курса обучения учащиеся должны
знать:
- основные технологические приемы плетения
- различные виды аппликаций ;
уметь:
- продумывать технологию изготовления изделий из бисера;
- выполнять работы творчески подходя к их изготовлению;
Модифицированная образовательная программ «Сольное, вокальное пение»
Программа разработана в 2004 году. Тип программы - модифицированный, художественной направленности, разработана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Программа изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, с целью привлечения большего контингента детей в объединение и наполнения группы, а также потребности детей в разнообразии творческого процесса.
Программа творческого объединения «Сольное пение» рассчитана на три года обучения детей младших, средних и старших классов. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.
Цели программы:
- устранение певческих недостатков певцов, привитие любви к вокальному искусству.
- развитие качеств личности детей посредством музыкально – сценической деятельности.
Задачи:
-формирование навыков певческой установки, дыхания, звукообразования, ритмичности;
- развитие эстетического сознания.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
В результате освоения программы обучающиеся получают целый комплекс знаний и умений.
Требования к концу года: петь чисто в диапазоне от «си» малой до «ре» второй октавы, пользоваться певческим дыханием, владеть четкой дикцией, передавать точно ритмический рисунок, знать и петь ноты первой октавы, исполнять несложные двухголосые произведения.
Конечным результатом данной программы должно быть правильное использование дыхания, правильное произношение и пропевание гласных и согласных звуков. Обучаясь пению, учащиеся в то же время призваны развивать собственное музыкальное мышление, осознавая в процессе пения закономерности музыкального языка.
Модифицированная образовательная программа «Гитара»
. Программа по обучению аккомпанементу на шестиструнной акустической гитаре и изучению песенного творчества дополняет и расширяет сферу дополнительных образовательных услуг. Программа способствует всестороннему раскрытию и реализации природного творческого потенциала личности, социально значимого проявления индивидуальности каждого в условиях коллектива, социума. Стремление подростков к игре на гитаре и исполнению песен под собственный аккомпанемент распространено повсеместно в нашей стране. Главная причина – постоянная, неистребимая потребность подростка, независимо от возраста и места проживания и творческих способностей быть востребованным в своих глубинных личностных проявлениях. Песня, исполненная под аккомпанемент, как средство общения, как способ личностной реализации, предоставляет подростку шанс быть в обществе близких по духу людей, быть услышанным и востребованным, проявить свои индивидуальные качества и способности.Занятия в творческом объединении « Гитара» предоставляют учащимся возможность научиться аккомпанировать собственному пению на гитаре, вовлечься в движение любителей песни, получить возможность приобрести новых друзей.
Цели программы:
- Воспитание творческой личности со стремлением к правде, добру, красоте посредством опыта сотрудничества учеников и педагога;
-создание условий для формирования и развития духовно-нравственного и творческого потенциала обучающихся;
- воспитание социально-адаптированной и профессионально-ориентированной личности на лучших традициях авторской песни, отечественного музыкально-поэтического искусства и мировой гитарной классики.
Определяя тактику модели обучения, выделяются следующие основные задачи:
Обучающие:
- ознакомление и приобщение воспитанников к жанрам авторской песни и гитарной музыки, овладение знаниями об истории и особенностях развития песенного творчества в России, выдающихся его представителях;
- обучение гитарному аккомпанементу, исполнению, а в последствии сочинению песен, игре на гитаре;
- обучение игре в ансамбле;
- развитие навыков концертной деятельности.
- обучение навыкам психической саморегуляции, способствующих достижению эффекта душевного комфорта и социальной адаптации;
Развивающие:
- приобщение к историческому и культурному наследию;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- мотивация творческой самореализации, коллективного творчества;
- развитие потребности в добрых делах, сопереживании, милосердии.
Воспитательные:
- укрепление ориентиров добра, истины и любви на основе лучших традиций искусства Музыки и Слова;
- создание условий для формирования цельной, сильной, высокообразованной, профессионально ориентированной личности
Требования к концу года: владеть инструментом, передавать точно ритмический рисунок, знать ноты первой октавы, исполнять несложные произведения.
Конечный результат. Обучаясь игре на гитаре, обучающиеся в то же время призваны развивать собственное музыкальное мышление, осознавая в процессе занятий закономерности музыкального языка.
Программы физкультурно –спортивной направленности
Модифицированная образовательная программа «Современные спортивные танцы», «Ритмика» (2 программы).
Цель программы: раскрыть индивидуальные возможности и творческие способности детей в процессе занятия . Данная программа решает задачи:
- образовательные: овладение детьми основами танцевального мастерства;
- развивающие : развитие у детей способностей к самостоятельной работе, развитие мотивации к творческой деятельности;
- воспитательные : создание дружественной среды для общения детей.
Тематический план первого года обучения составлен с учетом возрастов обучающихся: младшей, средней, и старшей групп и включает следующие виды работ: учебно- тренировочные; азбуку музыкального движения, элементы классического, историко- бытового, современного танцев, танцевальная импровизация.Программа не ставит своей целью выучить и натренировать детей до профессионального уровня. Но открыть перед учащимися мир танца, приобщить их к этому прекрасному виду искусства, научить элементарным основам танца, т.е. создать фундамент для более серьезного увлечения, представляется необходимым.
Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка:
- Способствует развитию мышечной выразительности тела; формирует фигуру и осанку, устраняет недостатки физического развития, укрепляет здоровье,
-Формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать,
-Воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, темпо-метро-ритм, знание простых музыкальных форм, стиля и характера произведения,
- Обладает важной компенсаторной арт-терапевтической функцией, способствует воспитанию гармонических качеств и коррекции эмоционально-психических расстройств, нарушений общения и межличностного взаимодействия,
- Формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность,
- Развивает творческие способности детей,
- Воспитывает коммуникативные способности детей.
Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе дополнительного образования детей. Программы учитывают возрастные и физиологические особенности детей.
Программа эколого-биологической направленности.
Модифицированная образовательная программа «Золотая соломинка» (работа с природным материалом) — 2 программы
Цель программы – сформировать творческое отношение детей к изучению окружающего мира и умение отобразить его в своих работах (видеть его красоту и многообразие), развивать фантазию, творчески подходить к работе.
Задачи:
1.Обучающие:
- систематизировать и закрепить имеющиеся знания;
-сформировать определенные умения и навыки с применением их на практике;
- расширить представления об окружающем мире (встреча с природой учит внимательно вглядываться в разные явления);
- научить правильно планировать свою деятельность с учетом общей цели;
- научить доводить начатое дело до конца;
- выработать и закрепить навык работы с различными инструментами.
2. Развивающие:
- развить эстетический и художественный вкус;
- развить внимание детей – повысить его устойчивость;
- развить память, логическое мышление, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.);
- развить наблюдательность, любознательность (в труде всегда есть новизна);
- развить творческие способности ребенка.
3. Воспитывающие:
- воспитывать дружеские отношения в коллективе;
- воспитывать сознательное, добросовестное отношение к выполнению трудовых обязанностей;
- воспитывать активного участника в общественно-полезной деятельности;
- формировать духовную культуру детей: должны знать о культурных ценностях людей, получать эстетическое и нравственное воспитание;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и интересами детей.
Технология проведения занятий: личностно-ориентированная, коммуникативная.
К концу года обучения учащиеся должны знать:
- правила сбора, сушки и хранения природного материала;
- названия инструментов, правила работы с ними;
- различные способы выполнения аппликации, мозаики, разные приемы лепки, способы соединения частей, материалов;
- термины, обозначающие технику изготовления поделок и их значение (аппликация, мозаика).
Должны уметь:
- внимательно рассматривать образец, анализировать его структуру, способы изготовления;
- определять последовательность работы;
- делать поделку по игрушке-образцу, по рисунку-образцу, по модели-образцу;
- применять правила безопасности труда;
- готовить свое рабочее место, наводить порядок после окончания работы;
- работать самостоятельно, контролировать свою деятельность в процессе выполнения работы и после ее завершение;
- планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции в коллективных работах;
- экономно использовать материал.
Общий анализ программ
В настоящее время в Центре детского творчества «ВИТА» работает 7 педагогов дополнительного образования. Все учебные программы – модифицированные (адаптированные).
По типу реализации программы относятся к практико – ориентационным. Основное назначение таких программ связанно с формированием личностных ориентаций детей в той или иной области.
Модифицированных программ – 12
Модифицированная, или адаптированная, программа по содержанию и логике реализации совпадает с примерными программами. Изменения вносятся с учетом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов по этим программам точно не определена и не нормирована. Наиболее типичными примерами достижений являются отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях, участия в дискуссиях, полемике, но не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков. Иногда коррективы вносятся в программу педагогом как выражение его позиции, жизненного и практического опыта собственного ведения предмета, но они не затрагивают основ, принципиальных аспектов образовательного процесса.